mafusail: (Default)
[personal profile] mafusail
В доме был еще чердак. В коридоре около ванной комнаты вела к нему крепкая лестница. Крышка люка очень тяжелая, так что я освоила эту операцию годам к 11-12. До этого там была вотчина брата, его тоже тянуло на все чердаки. Там было довольно чисто и светло.
Недалеко от люка стоял очередной сундук, в нем лежали старые вещи, они меня мало интересовали.
Помню только кружевную черную юбку вроде испанской, с оборками понизу и мамину огромную муфту из меха морского котика. Чтобы убедиться в натуральности меха, надо на него подуть. Если крашеный, черный цвет проникает и в кожу. Если натуральный, у самой кожи мех красно-коричневый.
С тех пор я проверяла мех только у наших котов.
Судьба муфты мне неизвестна. Юбку я выпросила и увезла собой. Вместе с такой же шалью и соседской блузкой из «панбархата» она послужила основой для школьного карнавального костюма черной шахматной королевы в восьмом классе. К полумаске мама снизу прикрепила кусок юбкиной оборки. Черная корона из бумаги для рентгеновских пленок с белым шариком из ваты, прикрепленная к шали на макушке, венчала королеву. Фурор.

Лежала еще в сундуке меховая накидка на сани – «полсть». Из рыжего хорькового меха. Укрывался ею дед, отправляясь в санях по вызову на роды. Плохо себе представляю такие морозы.
Накидке суждено было дожить и до моих студенческих сессий, к которым я готовилась, постелив ее на пол между письменным столом и окном в двухкомнатной родительской квартире. Это был единственный угол, принадлежавший лично мне, Над моей головой работал телевизор, приходили многочисленные непарадные, ежедневные, гости, велись оживленные разговоры, которые мне не мешали, я в них тоже принимала участие, подавая реплики из-под стола. Мне просто надо было куда-то деться со своими анатомическими атласами и медицинскими руководствами. Мои однокурсники с удовольствием навещали меня на этой шкуре.
И замуж меня оттуда взяли.

На чердаке в полной мере чувствовалась фундаментальность постройки. Толстые дубовые балки, печные трубы из красных кирпичей. В каждой комнате были печи, назывались «грубки». У них были красивые чугунные дверцы, под дверцами – лист железа, чтобы выпавшие угольки не прожгли пол. Теплый воздух обогревал две смежные комнаты, поэтому в детской и спальне дверцы были не нужны. Такая конструкция снижала возможность угореть или обжечься. Часть стены, которая нагревалась, была с обеих сторон, т.е. в каждой комнате, выложена гладким белым кафелем. Мама говорила, что зимой у теплой стенки в столовой любил во время разговора стоять дед, заложив руки назад.

Все деревянное было очень добротным, скорее всего, дубовым. Даже стульчак в клозете и тяжелая крышка на нем. Дом строился не на один век. Снаружи он тоже был оштукатурен, поэтому я не знаю, как и из чего складывались стены. Я не слышала о серьезных ремонтах, но никаких жучков или грибков не было и в помине. Белые филенчатые двери не были захватанными, дверные ручки блестели. Пол, знаю, красили. Железную крышу красили. Пол в темно-красный цвет, крышу только в темно-зеленый. Цвет крыши упоминался тоном, не терпящим возражения. Зеленая! Забор тоже должен был быть зеленым.
Судя по словам бабки, что посади ее в одиночку, камера на второй день блестела бы, весь порядок в доме был, несомненно, ее заслугой. По крайней мере, результатом ее неусыпного контроля.

Крышу я знала хорошо, ради нее я и забиралась на чердак. На крышу вело окно с приставной лестницей в несколько ступенек. Склоны были пологими, я ходила по ним и сидела безо всякого страха. Лучшие места мне показал брат. По сути, именно брат был моим главным воспитателем. Большой разрыв в возрасте давал мне преимущество, потому что сестру он дразнил - беззлобно, но все-таки часто доводя до слез, а я была ему интересна сначала сама, как зверек, потом схожим с его отношением ко всему живому. И главные свои книги зоологов, биологов, путешественников я получила из его рук. Когда я выхаживала его после операции в Киеве, соседи по палате говорили ему: твоя дочкА идет. У него на лице мелькала мягкая, раскрывающая подлинный характер улыбка, объединяющая эту ветвь семьи, как галстук объединяет выпускников Итона.
Позже надежнее и вернее друга, чем сестра, у него не было.

С крыши хорошо просматривалась структура сада, вблизи уже плохо различимая. Можно только представить себе, каким он был задуман.
Со стороны улицы между тротуаром и проезжей частью дороги росли акации, высотой они могли поспорить с елями. Цветения я не заставала, зато мне доставались длинные коричневые стручки, сладкие изнутри, если их осторожно лизнуть, края у них были острые. Между деревьями еще были посажены кусты желтой акации, из их маленьких зеленых плодов получались хорошие свистульки.

Главной целью моих вылазок на крышу были самолеты. Где-то около Черкасс располагался военный аэродром, и учебные полеты проходили вблизи бабкиного города. Я брала с собой полевой бинокль, удобно располагалась около трубы, и замирала надолго, глядя в небо. Если не было самолетов, мне хватало облаков. Я уже знала их виды: перистые, кучевые, слоисто-кучевые и проч. Хорошо было наблюдать закаты. Дом был ориентирован точно на восток-запад, и солнце садилось за «горилчаным» - спиртово-водочным заводом, тем самым, что горел при отходе немцев. Иногда закаты были такими горячими, что казались пожаром.

Самолеты появлялись с утра, после завтрака, и я старалась сбежать на крышу. Слева, с северной стороны неба, появлялись реактивные истребители и начинали выполнять пилотажные фигуры. Рисунок их полетов меня завораживал. Я потом со знанием дела читала книги известных летчиков-испытателей. Бочка, штопор, полупетли, петли, пике были мне знакомы с детства.
При этом я очень не люблю летать на самолетах, впадая во время полета буквально в ступор и не желая выбираться из кресла, даже если девять часов лететь. Хорошо, что научилась снимать симптомы воздушной болезни. Страшно, но хотя бы не тошнит. Такая вот диалектика.

Климат в центральной Украине, на мой взгляд, очень удачный. Утром свежая прохлада, роса на траве. Сухой зной в зените летнего дня. Вечера чаще безветренные, тихие. Сидишь в темноте на скамейке, оттуда видно, как вокруг стола сидят взрослые, тихо разговаривают, смеются. Или кто-то играет на пианино. Не помню, чтобы голоса звучали склочно, но ироничные реплики вполне возможны. Бабкины главные ругательства – дурак и мерзавец. Дураком чаще всего оказывался дурак бытовой, а мерзавцем – редкий человек. «Мерзавец» – это приговор без обжалования.

Так вот сидишь, дышишь после трудового, можно сказать, дня, слушаешь. Летучая мышь промелькнет, жук загудит. Жуков удобно сбивать газетой и прятать в пустую спичечную коробку. Флегматичные рогачи не возражали, и утром я их запрягала в коробок, они трудолюбиво тянули его за собой, зарабатывая свободу.
Из кустов около колодца выбирается, обманутый тишиной, ежиный выводок, мамаша и штук 6-7 малышей. Вот не думала, что ежи бегают с такой скоростью. Догоняю последнего ежонка. Он превращается в еще мягкий шарик. Полежав на ладони, ежик чуть разворачивается, открывает черный кончик носа и блестящие глазки под колючками на низком лобике, напоминая Гагарина в шлеме. Несу в дом, отпускаю его на столе. Отец смеется от неожиданности и пожимает плечами. Ежик шустрый, резво выхватывает из рук кусочек вареного мяса и с большим удовольствием ест. Ну что ему в доме делать? Я его оставляю до утра в коробке, чтобы не заблудился в саду один. Утром отношу к норе.
С приближением грозы сад затихал. Умолкали птицы. Исчезали муравьи. Тучи обычно наползали с запада, в них еще без грома вспыхивали молнии. Бабка говорила мне с восхищением: смотри, как красиво, и садилась в кресло у окна. Ну прямо как путешественники во времени у Каттнера. Мама в таких случаях впадала в панику и стремилась всех подобрать под крыло. А бабка еще и откроет окно.

В сад проникал верховой ветер, верхушки елок начинали с шумом раскачиваться, в столовой темнело. Мои нервы тоже не выдерживали, я закрывала балконную дверь. Ливень обрушивался внезапно, вода кипела на балконе, а дальше ничего не разглядеть, стена дождя. Я затаивалась на диване или в качалке и считала, сколько секунд пройдет от молнии до грома. Брат сказал, что скорость звука 330 метров в секунду. Посчитай, сколько секунд прошло, узнаешь, стоит гроза на месте, или уходит.
Уходит.
Интервалы удлиняются, ливень становится дождем, в комнате светлеет, тучи ушли дальше на восток. Можно открыть дверь. На полянке перед балконом мокрый песок, луж не остается, цветы мокрые, но довольные.
Просто благословенная земля.

Отец был твердо убежден, что фрукты самые, нет, единственно вкусные там, самые душистые цветы там, самые красивые звезды там. Я ему говорила: что ж ты себя удовольствия лишаешь? Прошлого не вернешь. Нет, не тот вкус, не тот запах.
Наверное, он в определенной степени был прав. Когда я приехала с сыном и остановилась у знакомых, переборчивое в еде чадо получило на завтрак свежее яйцо из-под курицы, помидоры с куста и молодую картошку. И воскликнуло: яйцо вкусное! Помидор вкусный! Вареная картошка вкусная! До этого о яйцах и разговору быть не могло, и картошка должна была быть исключительно жареная. Кубиками.
Так-то.

Лето заканчивается. Созревают орехи. Падают с веток, ударяются о землю. Раскалывается зеленая оболочка, разрывая связь с розово-бежевой чистой скорлупой, на которой еще сохраняются тонкие светлые волоконца.
Варенье сварено, разложено по стеклянным банкам, закрыто чистой белой бумагой, надписано, убрано в шкаф. Вишни остаются только на недоступных верхушках. Под окнами кухни начинают цвести первые мелкие родственники японских хризантем – морозки – светло-сиреневые, с желтыми серединками, совсем не декадентские. Еще не скоро завянут золотые шары. Яркие, но нелюбимые мною георгины свешивают тяжелые головы над дорожкой у калитки.
В цветнике у балкона держатся мальвы и флоксы. Я последний раз делаю из бутона и цветка куколку в платье с кринолином: на бутоне остроконечный колпачок, длинная шейка его стебелька втыкается в основание цветка, получается куколка. Ручек нет, но плечи прикрыты зеленой пелеринкой. Я отношу ее Леле. Она серьезно ее принимает и говорит спасибо.
Собираемся в дорогу. Ничего особенного. Разве что банку варенья берем с собой. Потом к нам придет посылка от бабушки с орехами, которые уже не будут пачкать рук, с сушеными абрикосами, яблоками, вишнями и грушами. Я не люблю компота из сухих фруктов – «узвара», с удовольствием грызу их просто так.

Мне неважно, что мы берем собой. Важнее то, что все остается здесь. Прощаемся, выходим за калитку. Проходим мимо фасада. Обязательный ритуал: я вспрыгиваю на край довольно высокого фундамента, достаю до открытого окна, у которого стоит бабушка, она гладит меня по голове. У меня перехватывает горло.
Пока мы не скроемся за углом, она будет смотреть нам вслед, опираясь на подоконник. Ей трудно долго стоять. Спрыгиваю на траву палисадника, догоняю отца, мы уходим. Еще раз я оглядываюсь у поворота к главной улице, ведущей к вокзалу. Издалека видны только верхушки елок.
Отец молчит. Я не смею его беспокоить.
Мы еще приедем.

Date: 2008-07-06 03:37 pm (UTC)
From: [identity profile] dranik.livejournal.com
тепло то как

Date: 2008-07-06 03:46 pm (UTC)
From: [identity profile] mafusail.livejournal.com
Спасибо. У Вас чудный юзерпик.

Date: 2008-07-06 03:49 pm (UTC)
From: [identity profile] dranik.livejournal.com
:) вот, что просмотр случайных постов делает:)

Date: 2008-07-06 04:08 pm (UTC)
From: [identity profile] mafusail.livejournal.com
Вы из Минска. Мне жаль, что гайки и шурупы добрались и до вас.
Сочувствую.

спасибо

Date: 2008-07-06 04:12 pm (UTC)
From: [identity profile] dranik.livejournal.com
что уж тут поделать, неадекватных психов и прочих хватает и у нас

Date: 2008-07-06 04:41 pm (UTC)
From: [identity profile] levkonoe.livejournal.com
какое лицо.

Date: 2008-07-06 04:56 pm (UTC)
From: [identity profile] mafusail.livejournal.com
Лицо, да. Это она на скамейке в 84 года. Впереди поездка в Москву.

Date: 2008-07-06 04:52 pm (UTC)
From: [identity profile] duchelub.livejournal.com
Как Вы всё помните!

Date: 2008-07-06 04:58 pm (UTC)
From: [identity profile] mafusail.livejournal.com
Хромосомы помнят :)

Date: 2008-07-06 06:25 pm (UTC)
From: [identity profile] yulen-ka.livejournal.com
Спасибо за Ваши воспоминания.
Это очень непросто - вспоминать, я по себе знаю.
Но с детством проще, потому что тепло и сладко, и хочется бродить по тем минутам и тропинкам...
Когда доходишь до того, что не дает вдохнуть от боли, этот процесс становится невыносимым...

Date: 2008-07-06 07:30 pm (UTC)
From: [identity profile] mafusail.livejournal.com
Я думаю,должно пройти время. Свежая боль плохо контролируется.
Если человек что-то тяжелое смог пережить, рассказать кому-то о пережитом необходимо.
В моих записках,на мой взгля,много и забавного. Жизнь чаще всего трагикомедия.

Date: 2008-07-06 07:48 pm (UTC)
From: [identity profile] yulen-ka.livejournal.com
Ваши заметки очень светлые, даже когда речь идет о болезненном и тяжелом. Но Вы и пишете о детстве, я именно это имела в виду, когда говорила о том, что о детстве писать легче - психологически.
Я не смогла преодолеть себя и дописать о том, что происходило достаточно давно - 38 лет назад. Только подошла и дотронулась, но оказалось, что болит непереносимо. Хотя и там есть смешное, но чтобы дойти до него, надо пройти нечто, что никак не проходит.
Впрочем, это мои проблемы, простите, что случайно загрузила Вас ими.

Date: 2008-07-06 07:54 pm (UTC)
From: [identity profile] mafusail.livejournal.com
Вы меня нисколько не грузите. То, что Вы говорите, мне знакомо. Не пишется, но помнится, это не менее важно. Пусть остается внутри. Может быть, пока, может быть, вообще. Наша внутренняя жизнь богаче слов.

Date: 2008-07-06 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] tom-i-lina.livejournal.com
я не помню, когда - с таким наслаждением, завистью, радостью и печалью о невоможном - читала нечто так, как вашу повесть. Единственное,что вызывает у меня даже не зависть,а сердечную тоску - Дом. Я тосковала о нем с тех пор,как себя помню - безнадежно. Мои отец и мать - выжившие и искалеченные, бедомные по сути своей человеки. Я не помню,то ли в "Доме без хояина", или в каком-то другом романе Белля была героиней странная женщина, любимая главного героя. Она ненавидела ДОМ, УЮТ. В ее комнате была одна только кровать. Ночью она служила ложем, днем на кровати умещался весь домашний скарб. Она была учительницей, как помню, и умерла от скарлатины(?). Она была любимой героиней моей матери.
Бог знает, откуда во мне эта мечта,этот напрасный инстинк? Всю долгую уже жизнь я пыталась создать этот Дом. Собирала черепки семьи, пыталась склеить и заботой, и волей.
Построила прекрасный дом. Напрасно.
Я смотрю округ - и не вижу Семьи. Даже в тех домах,где еще крепкий фундамент.
Что-то очень важное для жизни истреблено в нашем пространстве.


Date: 2008-07-06 07:46 pm (UTC)
From: [identity profile] mafusail.livejournal.com
Как можно напрасно построить прекрасный дом?
Рано или поздно это будет оценено.

Date: 2008-07-06 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] tom-i-lina.livejournal.com
несколько неожиданный ответ:))
Оценено. Не в этом дело.
Невозможно ни к посте,ни в комментарии ответить серьезно. Но, может быть,Вы помните "Дом" Абрамова. Другие реалии,и дом -другой. И все же,все же...

Date: 2008-07-06 09:15 pm (UTC)
From: [identity profile] mafusail.livejournal.com
Абрамов хороший писатель.Но у него, что называется, другой пласт жизни.
И тоже почти утраченный. Мне кажется, все надо помнить, но жить сегодняшним днем. С перспективой завтрашнего. Так вот, маленькими шагами, постепенно, но идти вперед.
Не лягая прошлого, но и не застревая в нем. Если мы говорим об одном и том же, конечно:)

Date: 2008-07-06 09:51 pm (UTC)
From: [identity profile] tom-i-lina.livejournal.com
нет, мы говорим о разном:))
У меня нет причины лягать (свое) прошлое, и маленькими шагами я ходить не умею, и понятие перспективы для меня всегда было неясным. А живу я - и прошлым,, и настоящим, и несуществующим. Забот хватает:))
Абрамов - писатель не только хороший,но - мужественный. "Дом", который, по сути,зачеркнул все составляющие его творческой идеи -был мало прочитан.А "пласт" у меня с Абрамовым - один. (впрочем, не только с Абрамовым,но и Фолкнером, например:)) Вообще, нас в этом -жизненном -"пласте" - много:))

Date: 2008-07-07 03:10 am (UTC)
From: [identity profile] mafusail.livejournal.com
Честно сказать, я потеряла нить разговора:( Наверное, потому, что у нас уже ночь:)
Извините меня.

Date: 2008-07-11 08:40 pm (UTC)
From: [identity profile] soboleva-t.livejournal.com
Извините, что вмешиваюсь, но... Мне кажется, что счастье нового дома в том и состоит, что ты не только радуешься обладанию им, но еще и можешь сам начать творить историю своей семьи. Сделать этот Дом символом для будущих поколений, а не просто удобным помещением. Ведь в этом есть что-то высшее, демиурговое... У меня лично от такой перспективы аж дух захватывает. Я очень хочу иметь свой Дом еще и по этой причине.

Date: 2008-07-12 03:27 am (UTC)
From: [identity profile] mafusail.livejournal.com
Я сначала хотела этому тексту дать другое название: "Сад корней":)
История не с нас начинается, она нами продолжается. И детьми нашими будет продолжена. Для моего отца Дом был одним, для меня уже другим, мой сын строит свой. И в этом смысле я с Вами совершенно согласна.

Date: 2008-07-12 04:31 am (UTC)
From: [identity profile] mafusail.livejournal.com
Конечно, я глупость сморозила, назвав Абрамова просто хорошим писателем. И Ф.Абрамов, и В.Астафьев, в лучших своих вещах В.Распутин, В.Солоухин поднимали и переворачивали, показывая изнанку, именно огромный пласт общественной жизни. На самом деле, если внимательно их читать и продолжать аналогию, пласт очень плодородной почвы,способной к самоочищению. И тогда рядом с ними спокойно существуют и В.Трифонов с его "Обменом",например,и Л.Петрушевская - из другого слоя, но из того же пласта. Как и вся мировая литература.
Но я далека от обобщений. И полемика мне дается с трудом. Я натуралист с лупой и биноклем одновременно:)
Я не хотела Вас обидеть, простите:)

Date: 2008-07-06 08:21 pm (UTC)
From: [identity profile] rasteehead.livejournal.com
спасибо.

Date: 2008-07-06 09:08 pm (UTC)
From: [identity profile] mafusail.livejournal.com
Спасибо за внимание.

Date: 2008-07-07 04:17 pm (UTC)
From: [identity profile] mila-sokoloska.livejournal.com
С удовольствием прочла Ваши воспоминания. В них столько души! В них мастерство отличного рассказчика. И суть, и манера подачи воспоминаний насквозь пропитаны высокой художественностью. Чёткий и ясный слог, замечательные подробности, сохранённые памятью, делают рассказ живым, сверкающим. Даже жаль, что Вы его уже дописали.
Или я не так поняла? Очень бы хотелось ошибиться и прочесть продолжение.

Я многое у Вас в ЖЖ прочла. Очень интересно.

Желаю настроения, здоровья и вдохновения!

Date: 2008-07-07 05:06 pm (UTC)
From: [identity profile] mafusail.livejournal.com
Спасибо, вы очень щедры.
Нет, не буду продолжать. Приехали - уехали.
Дом-2 не получится:):)

Date: 2008-07-08 06:18 am (UTC)
From: [identity profile] evr-evr.livejournal.com
Спасибо. Вам удается передать счастливое бытие вашего ДОМА, вашей семьи. Да, именно "бытие", такая часть библии, но все - семья.
Я думал, что только у Маркеса и в некоторых стихах Бунина можно встретить такое. Нераскраденное,неспешное... Вам везло
(и это - здорово)... По контрасту вспомнилось как Юрский говорил..
" Это было время, когда при условии, что у человека был молоток,гвоздь и стена, да еще если он мог вколотить этот гвоздь в эту стену и повесить на него свою кепку, то О-оо!..Этот человек считался уже СОБСТВЕННИКОМ!"

Оказывается, что это еще было время и такого дома как у вашей бабушки, и такой семьи!... Еще раз - спасибо.

Date: 2008-07-08 01:58 pm (UTC)
From: [identity profile] mafusail.livejournal.com
Спасибо. Ваши слова заставили меня задуматься. Я начала выложенные записки, скорее, байки, с желанием рассказать о сохранившихся предметах быта,крутом нраве бабушки и отцовской ностальгии. Получилось как-то иначе. Я приезжала на каникулы как раз из дома, где "гвоздь и кепка", увы. При этом все же были и мамины сказки, и ее акварели на стене, и концерты - да, не дома, а в филармонии, - но Гилельс, но Рихтер, но все известные музыканты.
Сад был замечательный, но запущенный, и ждал своего Лопахина. Который, с моей точки зрения, не такой уж и отрицательный герой.
К счастью, не были под корень срублены отношения. И никаких принципиальных изменений со сменой поколений тоже к счастью, не произошло. Просто ДОМ переехал.
В этом повезло:)




Date: 2008-07-08 05:13 pm (UTC)
From: [identity profile] evr-evr.livejournal.com
Вы говорите "получилось как-то иначе" и я вспомнил как Шварц
в "Обыкновенном чуде" говорит о своих героях:
"А они теперь все САМИ делают, без спросу,
они НЕ МОГУТ ИНАЧЕ."

Наверное, Ваши записки просто начали обретать собственную жизнь
(может это - особенность настоящего искусства). :)

И еще я вспомнил, что Бродский говорил, что вспоминание как
попытка заглянуть в прошлое - благодарнее желания заглянуть в будущее,
так как прошлое время благороднее будущего.
Ваше прошлое и ваш взгляд на него безусловно благороден.
Удачного вам дня.

2. Но почему отношения должны были быть срублены? Да еще под корень?

Date: 2008-07-08 06:49 pm (UTC)
From: [identity profile] mafusail.livejournal.com
Не должны, конечно. Я и говорю, что мы с прошлым не расстаемся, хотя от него уходим.
Меня удивляет уверенность в том, что раньше было лучше. Вот и Бродский туда же:(

Спасибо на добром слове:)

Date: 2008-07-09 02:14 pm (UTC)
From: [identity profile] evr-evr.livejournal.com
Мне кажется, что это все достаточно непростые, многослойные вещи:
прошлое,настоящее, будущее с целыми грудами нюансов,изменяющихся, летучих,
что-то вроде облаков после летней грозы:
вряд ли СТРУКТУРА таких облаков,такого неба укладывается в одно слово
или простую формулу вроде :
"раньше было лучше",
"в будщем все будут счастливы", или
"светлое будущее человечества" ( "И на Марсе будут яблони цвести").

Но прошлое уже нашло какие-то прекрасные моменты жизни, а память людей сохраняет это.
Меня как-то довольно дого и "навязчиво"мучала тоска,
что нельзя познакомить Моцарта с музыкой Шопэна,
Рахманинова или некоторых моих любимых джазовых пианистов
(ах, КАКИМ(!) представлялось мне такое знакомство!).
Или, скажем, поразительная жизнь обеспеченых, молодых людей волшебного КВАТРАЧЕНТО
где-нибудь во Флоренции, Сиене, Вероне или Венеции( как бы ожившая ботичеллевская "Весна").
Но эта как бы сказочная жизнь , была жизнью без Баха, без Вивальди, без того же Шопэна...
Бедная этим отсутствием сказочная жизнь тех людей...

(Если представить себе, что Прошлое, Настоящее, Будущее это - три богини,
оспаривающие первенство на суде Париса, то я на на месте Париса попытался бы
ОБМАНУТЬ всех трех, уклонясь от пошленького пьедестальца с убогими номерками
"достижений чемпионок" 1,2,3... )

Date: 2008-07-09 03:59 pm (UTC)
From: [identity profile] mafusail.livejournal.com
Жить надо сегодня:)
Моцарту с Шопеном было бы приятно познакомиться,да. И со Скрябиным.
Чайковский с Григом успели узнать друг друга. Кажется, и с Дворжаком Чайковский был знаком.
Рахманинову нужен был бы Бетховен. Но от знакомства с Глюком он тоже бы не отказался:)
Бах...куда Баха деть? А, между прочим, к тому же Рахманинову в гости. У Рахманинова есть духовная музыка. Листа тоже к Бетховену. Шуберт отдельно.Нет, почему отдельно? С Гуно пусть познакомится. Ave Maria у них одинаково хорошо написана.
Хм. Собрать бы их всех в одном сюжете, все перепутать. Но надо хорошо знать музыку, увы.

From: [identity profile] evr-evr.livejournal.com
Во-первых, мне стало как-то не очень удобно:
я к вам уже с четвертым комментом тут э-ээ,- появляюсь!

Знаете, если бы вы сделали на основе этих ваших записок
роман про вашу семью, бабушку,дом, получился бы прекрасный роман!
А? Вот было бы здорово!
И каким добром отплатил бы он, такой роман, памяти ваших близких:
отца, мамы,деда,бабушки,брата !...

Поверьте мне ,вам удалось написать эти ваши записки,
как сказал бы некий музыкант, в поразительно ВЕРНОЙ тональности.

Наверное, и количество, и тон комментариев других людей
подтверждают верность такой идеи?...

Эх, если бы вы "загорелись" написать такой роман!
From: [identity profile] mafusail.livejournal.com
Роман? Вы шутите. Такая тяжелая конструкция, как роман, отживает свое даже в литературе, к которой я не имею отношения.
Он не предусматривает реакции собеседника,смены его настроения, готовности отвлечься.
Читатель или реальный собеседник, замороченный жизнью и телевидением, не способен долго удерживать свое внимание, он, образно говоря, переключает каналы. И сам рассказчик мало от него в этом смысле отличается.
Чем значительнее идея, тем короче ее можно изложить:)
From: [identity profile] evr-evr.livejournal.com
Все это так,увы.. Роман - штука "сурьозная".

Даже профессионально помешанные писатели "отключаются" надолго от мира ради романа. То есть роман с романом - слишком нешуточное дело
( Мне кажется, Маркес, чтобы написать свой "сто лет..", год сидел запершись в комнате).

У вас просто так здорово получились записки, что мучают вопросы
как бабушка жила там смолоду, всю жизнь в маленьком,
ОКРАИННОМ, УКРАИНском городке (что-то вроде гоголевской Диканьки), как Дед умер в окупации; как они там выживали в безумную ту НАШУ революцию и после;
... как жил отец, что делал, как они повстречались:
мать и отец, как полюбили...?
Как жила эта семья, этот дом? Как жила героиня ( и в другом месте с "кепкой и гвоздем")? Как это все было?

()Как Булгаков пишет в "Театральном романе"... что-то такое:

"крышка снята коробочки. Зимний вечер. Приглядевшись можно увидеть
людей, собравшихся около печки. Звучит рояль, бьют часы..
голоса людей... Прислушиваешься, что они говорят. И просто записываешь : Старший брат. - Сыграй-ка, Никол "Летние съемки"...

2. Читатели? Собеседники?... Да те же самые люди!
Неспособные к роману? ..Неважно...

3. Ваши записки звучат как зернышко романа. Хорошего.

4. Вдруг, перечитывая нашел ёжика в иголочном шлеме,
похожего на Гагарина, улыбающегося в своем шлеме...
- Действительно похожи!.. :))

Ну ладно, счастливого дня.


From: [identity profile] mafusail.livejournal.com
Ежик был очень, очень похож на Гагарина.
Вот немного другой жизни: http://yacht.zamok.net/P_Gen/debts.html
From: [identity profile] evr-evr.livejournal.com
Да,.. вот значит примерно какими они были..
Это самый главный недостаток родных - они умирают...

2. Рассказ НА "Яхте" хороший,очень
("яйцо - вкусное,помидор - вкусный!")...
Счастливого дня.
From: [identity profile] mafusail.livejournal.com
Нет, их главное достоинство - они были:)
Всего доброго.

Date: 2008-07-14 07:01 am (UTC)
From: [identity profile] egor-13.livejournal.com
Очень интересно!
Page generated Oct. 23rd, 2017 08:34 pm
Powered by Dreamwidth Studios